bellalv (bellalv) wrote,
bellalv
bellalv

Categories:

Перечитываю "Щегла" Донны Тартт.





Роман, в котором немного вязнешь, и над которым, одновременно, слегка паришь.
По форме, такие книги, на мой взгляд, лучше издавать трёхтомниками,
чисто для удобства читателя.
Тогда можно было бы использовать для печати и более крупный шрифт.
И бумагу потолще папиросной.
Всё же, книги, издаваемые в СССР – художественная литература –
остаются для нынешних отечественных полиграфистов, наверное,
чем-то вроде античных скульптур для современных ваятелей.
Недосягаемое совершенство во всех типографских смыслах.

По содержанию –
бесконечно интересно познакомиться со столькими социальными срезами современной Америки.
В детстве мне мечталось, чтобы мои родители занимались чем-то международным –
были бы дипломатами, писателями или инженерами такого класса,
чтобы разъезжать – по работе – по разным странам.
Очень желалось учиться в школах всякого рода и погружаться в несхожие культуры.
И вообще интересовало, как поживают и что поделывают мои ровесники в иных социальных слоях –
от самых низов до самого верха.
Одной из горячо любимых книг была (или был, как правильно?)) "Принц и нищий" Марка Твена.
Но мне хотелось для себя более мягкого варианта исследования)
Скажем, школ разного уровня.

В "Щегле" – мальчишки получают мечтаемую мной в детстве возможность по полной программе.
Но ещё в более жёсткой форме, чем пареньки у Марка Твена.
Причём всё замешано на дорогом моему сердцу изобразительном искусстве и постоянных аллюзиях –
в очень странном формате, надо сказать – к Российской культуре.
Читаешь – словно плывёшь по незнакомому болотцу –
внизу чавкают крокодилы, вверху хлопают крыльями какие-то птеродактили, по берегам горит лес.
То есть, окончание твоего бренного существования видится очень скорым и одинаково малоприятным,
вне зависимости от формы, в которую оно вот-вот выльется,
но, всё же, есть смутная надежда на то, что выплывешь,
причём, ты краем сознания ощущаешь полную её безосновательность.

Кстати, таким же фоном, во время чтения "Щегла" у меня постоянно шли благодарственные воспоминания о нашей советской школе.
До того, как её стройную логически выверенную образовательную систему начали потихоньку размывать наносные американизмы. У нас не было ни наркотиков, ни проституции, и сын директора завода сидел за одной партой с сыном условного слесаря.
Да что там. И жили такие семьи в одном доме на одной лестничной площадке.
Это была очень чистая во всех смыслах школа.
И отличные, тщательно выстроенные программы по каждому предмету.
И понятная система проверки и оценки знаний.
Советскую школу сейчас можно изучать, как культурный феномен.
К сожалению, как-то безжалостно уничижённый и растоптанный, как и многое в отечественной истории.
Что до уроков истории искусств романа "Щегол" – странички, когда повествование сбивается на описание живописного шедевра – словно внезапное солнышко посреди питерской хмари – ловишь его лицом и улыбаешься, и стараешься удержать подольше.
Искусствоведческие абзацы и даже отдельные фразы Донны Тартт так хороши, и к сожалению, редки в толще романа, что когда их удаётся выудить – то вот оно наслаждение. Да. Искусство, умело запечённое в оболочку странных жизненных обстоятельств подростка. Кому придёт в голову радоваться солнцу в Таиланде, где только и думаешь, как от него спрятаться?

Я ни разу не была в Америке. Особенно в подростковом возрасте)
Мне было любопытно познакомиться кое с какими аспектами глазами Донны Тартт.
И да. Некоторые вещи приятнее проживать чисто эмпирически.
Не на своей собственной шкуре.
С томиком в руках, под шум дождя за окном.

Tags: Чемодан подарков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments