bellalv (bellalv) wrote,
bellalv
bellalv

Category:

Что такое «муха» в Ленинграде


Если вы спросите, что такое «муха» у любого художника б. СССР -
остался ли он на родине, или отлучился в эмиграцию –
то, немедленно, получите ответ: - Это Академия имени Штиглица.

С ней, с Академией этой - то же, что и с местом её дислокации.

Ленинград мы всю дорогу промеж себя называли Питером.
Питер сейчас упорно называем Ленинградом.

Училище технического рисования
для одарённых российских ребятишек,
которое барон Александр Штиглиц создал в 1876 году в Санкт-Петербурге,
осталось, пожалуй, самым известным памятником ему,
крупнейшему российскому финансисту, одной из интереснейших фигур,
управлявших отечественной экономикой в дореволюционной России.
Имя его на многие десятилетия было погружено в незаслуженное забвение.
И, пребывало в памяти, только у благодарных художников,
которые, курс за курсом, выпуск за выпуском,
злокозненно продолжали называть «Штиглицем»
знаменитое на весь мир учебное заведение,
переименованное, при Советской власти,
в Художественно-промышленную Академию им. Веры Мухиной.

Да-да, «Муху» - мы, в своё время, упорно называли «Штиглицем».
«Штиглица» сейчас – исключительно «Мухой» :)


Имя Штиглица вернули Академии совсем недавно, в 2005.
Сначала на вывеску.
А июне этого года – приволокли и водрузили
сосланный, "по историческим соображениям" в Новгород, старый памятник работы Марка Антокольского.
Я постояла летом рядом и посмотрела в глаза обманутого в лучших ожиданиях барона.
Они выражали холодную мраморную ярость.



- Чем Вы, собственно недовольны? - поинтересовалась я у Штиглица, -
в коридорах – всё парадненько, в лучших традициях.
- Я задумывал рисовальные классы для простых детей, - ответствовал он.
Чтобы каждый одарённый российский ребёнок из народа мог получить академическое художественное образование и потом вкладываться в развитие культуры нашего Отечества.
И я завещал на обеспечение этого проекта столько денег,
что их должно хватить до второго пришествия.
Где мои деньги?
Почему за обучение сдирают со студентов?
Почему сейчас учат не тех, у кого есть талант, а тех, кто может заплатить?
Одарённых детей надо искать по всей России, собирать тщательно, чтобы ни один талант не ускользнул,
всех свозить сюда и выучивать бесплатно.
И каждое лето на пленер в Италию. А зимой - во Францию.

- Преподаватели бедствуют, - вздыхая, объясняла ему я, -
в России нынче на преподавательскую зарплату не прожить.
Отсюда проистекают халтура и всяческое мздоимство.
Когда один мой не слишком дальний родственник поступал сюда -
ему поставили не самые высокие оценки. С которыми он чуть-чуть не проходил на бюджет.
А платить за обучение было нечем.
Так он, не будь дурак, собрал толпу студентов
и попросил комиссию показать работы всех экзаменуемых в ряд.
Его работы были лучшими настолько бесспорно, что это было как-то лень обсуждать.
Тем не менее – оценки не исправили.
Но позже, парню приватно объяснили, что при любых таланте и уровне базовой подготовки,
нужно, тем не менее, походить годик на курсы, поплатить репетиторам.
Тем, которые потом экзамены принимают. Или, рядом стоят.
И вообще – на бюджетные места – скорее идет конкурс между репетиторами,
чем между абитуриентами :)

- Обычная история, - вздохнул Штиглиц, - а мальчика Вашего помню. Талантливый.
Жаль, что у него теперь диплом другого Вуза. Без моей фамилии. Мне было бы приятно.
Хотя, там фамилия тоже достойная.

А вот мастерская, где студенты занимаются композицией и проектированием интерьеров.



Куда, спрашивается, уходит бабло,
которое, без относительно завещания Штиглица, гребут со студентов?

Каким интерьерам могут научить в такой обшарпанной аудитории преподаватели,
получающие, при этом, зарплату с гулькин хрен?

Скоро у нас проекты интерьеров будут столь же прекрасны,
как и прочие изобразительные искусства.
Далеко ходить за примером не будем -
писком сезона первой половины сентября обещают быть вот эти портретики.



Отсюда

Летело бы такое искусство мухой.

Российская школа академического рисунка, чтоб Вы знали -
такое же национальное достояние, как лес, нефть и газ.


И поднимите, пожалуйста, зарплату преподавателям.
Чтобы на ставку 18 часов они могли спокойно заниматься одарёнными детишками,
а не тупо просиживали 36 часов в неделю, экономя силы для репетиторских услуг после основной работы.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments